Т. Ли (Я. С. Телишевский). Начало биографии.

Ироничный скетч студента ВХУТЕМАСа по впечатлениям первого года обучения. Обещанного продолжения так и не последовало.

Он авто-мото-велоротой
          в худвуз командирован был:
давно художником он слыл
          (рожден в году девятисотом).

Он к третьяковке всей душой,
          ее не видев, уж тянулся.
В Москве осеннею порой
          во ВХУТЕМАС он окунулся.

Творить: ах, нету слаще муки!
          он живопись и Репина любил,
но… Штеренбергом встречен был,
          и опустились его руки.

*
Экзамен сдав по мере сил
          (еще он не был искалечен),
он Щербиновским был отмечен
          и на ИПО зачислен был.

Тут с «живописных дисциплин»,
          сих формализма – «аз» и «буки»,
пред ним с Поповою Веснин
          открыли храм искусств науки.

Их («живописных дисциплин»)
          фальшивый глас, их глас крикливый
слыхали ль Вы, понять могли Вы?
          Мы их «причине всех причин»,

известной круга квадратуре,
          или перпетуум мобиле,
метафизической натуры
          затеям уподобили б.

Но, кто он, автор той скрижали?
          Чей гений к нам ее занес?
Ответы дали бы едва ли
          и Пунин, и Абрам Эфрос.

Лишь «живописных дисциплин»
          блеснул студенту свет ученья,
и вот (о, сила просвещенья) –
          уж солнца свет померк пред ним.

Подобно натюрмортам, дни
          ультрамариновою тенью
чредой унылой потекли
          под вхутемасовою сенью.

Сперва «ученье» встретил боем
          наш неподатливый герой:
боец бывалый, неплохой,
          он и один был в поле воин.

Но пред ученою толпой,
          сколь вредоносной, столь пустой,
формалистических писак
          он сдался, и… «погиб казак!»

«Объем», «пространство», «цвет» и «вес»,
          и «плотность», и всего не счесть –
студент постичь пытался разом,
          забыв, что слаб еще наш разум.

(Кто необъятное обнимет?
          кто непонятное поймет
и непосильное подымет?
          – или никто, иль весь народ!)

И он, судьбе покорный горькой,
          писал, Храпковскому внимая,
сиеной жженою с махоркой,
          пшеном пайковым посыпая.

Вокруг твердили – кто как мог –
          уроки космополитизма:
что нет у нас верней дорог
          дороги кубофутуризма;

что нам отныне бог – Сезан,
          в святых – служители Парнаса –
Ван-Гог, Ван-Доген и Пикассо,
          Леже и Брак, и Озанфан;

Их заместители у нас
          (равнение на них, налево):
Осмеркин, Удальцова, Древин
          и все, кем славен ВХУТЕМАС.

(продолжение следует)

Т. Ли